Фрагмент для ознакомления
1
1. Словарь основных понятий и терминов 3
2. Развернутое описание сути проблемы 4
3. Философские и социально-гуманитарные методы для анализа 6
4. Мировоззренческие концепции, соотносящиеся с проблемой 8
5. Тип цивилизационной культуры и её влияние на постановку проблемы 10
6. Аналоги в профессиональной деятельности 13
Фрагмент для ознакомления
2
1. Словарь основных понятий и терминов
Апологетика – раздел богословия, занимающийся защитой и обоснованием христианского вероучения перед лицом критики и возражений.
Христианская теология – систематическое изучение и изложение христианского вероучения, основанное на Священном Писании и Священном Предании.
Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима, охватывающая период с VII в. до н.э. по VI в. н.э.
Патристика – совокупность богословских и философских воззрений христианских мыслителей первых веков (I-VIII вв.), известных как «отцы Церкви».
Раннехристианская мысль – философско-богословские концепции и идеи, сформировавшиеся в первые века существования христианства.
Апологеты – христианские мыслители II-III вв., занимавшиеся защитой и обоснованием христианского вероучения перед лицом критики со стороны язычников и иудеев.
Полемика – спор, дискуссия, направленные на опровержение чьих-либо взглядов, идей.
Синтез – соединение, объединение различных элементов, частей в единое целое.
2. Развернутое описание сути проблемы
Христианство возникло в I веке н.э. в Римской империи как одно из иудейских религиозных течений, однако по мере распространения за пределы Иудеи и проникновения в эллинистическую культуру, христианство столкнулось с необходимостью осмысления своего вероучения в категориях античной философии.
С одной стороны, христианство отвергало многие положения античной философии как языческие и противоречащие новому монотеистическому вероучению.
Христианство отрицало политеизм, учение о вечности мира, идею о переселении душ и т.д.
С другой стороны, христианские мыслители стремились найти точки соприкосновения между христианством и античной философией, используя последнюю для обоснования и защиты христианского учения.
Апологетика как раздел христианского богословия возникла в качестве ответа на критику и нападки со стороны язычников и иудеев.
Ее основными задачами были:
1) защита христианского вероучения от обвинений в ереси, безнравственности, политической неблагонадежности;
2) доказательство истинности христианства и его превосходства над языческими религиями и философиями;
3) обращение язычников в христианство.
Для решения этих задач апологеты использовали рациональные аргументы, ссылались на Священное Писание, а также пытались найти точки соприкосновения между христианством и античной философией, показывая, что христианство является истинной философией.
Таким образом, апологетика заложила основы для дальнейшего развития христианской теологии.
Наиболее известными представителями ранней христианской апологетики были Иустин Философ, Тертуллиан и Климент Александрийский.
Иустин Философ, обращенный из язычества в христианство, пытался доказать, что христианство является истинной философией, а Христос – воплощением «логоса», известного античным философам. Он утверждал, что христианство не противоречит, а дополняет античную мудрость.
Тертуллиан, напротив, отвергал всякую связь христианства с античной философией, заявляя о непримиримости веры и разума, утверждая, что «Иерусалим не имеет ничего общего с Афинами».